Xn--80afdfykmtu5j.xn--p1ai

Вкусная и здоровая еда
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Желтков — характеристика героя повести А. И. Куприна; Гранатовый браслет

Желтков — характеристика героя повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет"

Образ и характеристика главного героя повести Гранатовый браслет

Характеристика главного героя является центральной в повести «Гранатовый браслет». На примере Желткова, полное имя которого неизвестно (предполагается, что его звали Георгием, так как в своих письмах и бумагах он подписывается инициалами Г. С. Ж), можно понять, что истинная любовь существует на самом деле, она может быть безответной и беспощадной, пережить подобное довольно сложно, независимо от времени или эпохи. Работает Желтков чиновником и всю свою жизнь безответно любит Веру Шеину, которая уже долгое время замужем.

Внешность и поведение главного персонажа из анализа произведения:

 Особенности внешности и характера Желткова

  • высокий рост и худощавое телосложение;
  • длинные, вьющиеся, мягкие волосы;
  • постоянная нервозность, что прослеживается в расстегивании и застегивании пуговиц, нервные пальцы;
  • бледная кожа, симпатичное, немного девичье лицо;
  • голубые глаза, выразительный подбородок с ямочкой;
  • рыжеватые усы;
  • слабый, приглушенный голос;
  • красивый каллиграфический почерк;
  • любит искусство, любимое музыкальное произведение — соната Бетховена № 2.

Из текста рассказа понятно, что главному герою от 30 до 35 лет, он небогат и обладает плохим вкусом, поэтому ему сложно преподносить подарки, не пышущие роскошью. Мечтал Желтков о светлой любви и возможности находиться с любимой женщиной. Работал герой чиновником в контрольной палате, но ранее ему доводилось трудиться в казенном учреждении. Другие персонажи говорят о нем как о чудесном человеке, именно так отзывается о Георгии женщина, сдававшая ему комнату. Честный и искренний, он неспособен был лгать, обманывать. Также в тексте упоминается, что у Желткова есть брат.

Не тот, что в повести

«Да, это тот самый браслет, — подтвердила Татьяна Бакулина, научный сотрудник Института русской литературы. — Он принадлежал первой жене писателя Марии Карловне Куприной-Иорданской. Вместе они прожили четыре года и расстались, но украшение она сохранила».

Далее события развивались так. Прочитав потрясающую повесть о любви, Мария Карловна поняла, что это не просто ювелирное изделие, но и частица истории русской литературы и дала себе слово его сберечь. Поэтому перед кончиной она отдала памятную вещь близкому другу Куприна журналисту Василию Раппопорту. А уже дочь Раппопорта Кира Васильевна завещала украшение Пушкинскому дому, куда его и передали после войны.

Необъяснимые чувства возникают, когда смотришь на этот браслет, который не раз касались руки самого Куприна, его жены и близких им людей. На протяжении нескольких поколений, несмотря ни на какие потрясения, революцию и войны, они сберегли его до наших дней. Некоторые камни отсутствуют, но в таком виде его передали Пушкинскому дому, так он и хранится.

Какой же он на самом деле, этот браслет? Во-первых, непохожий на тот, который влюблённый телеграфист подарил княгине Шеиной.

Вот как описывает браслет Куприн. «Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами. Но зато посредине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов-кабошонов, каждый величиной с горошину. Когда Вера случайным движением удачно повернула браслет перед огнем электрической лампочки, то в них, глубоко под их гладкой яйцевидной поверхностью, вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни».

История про гранатовый браслет

С рассказом Куприна «Гранатовый браслет» произошла очень странная история – я предполагаю, что это произошло благодаря Горькому, которому этот рассказ очень понравился.
Горький вообще ужасно возбудился, и говорил, что вот она, настоящая литература, отчего-то присовокупив к «Гранатовому браслету» ещё один рассказ, теперь уже совсем забытый, Сергеева-Ценского «Пристав Дерябин».
И вот в советское время текст Куприна стал одой любви (другие рассказы о любви были как-то неловки – вот «Суламифь», к примеру. Ну, сложно было рассказывать о любви на примере царя Соломона, когда прошли уже все безбожные пятилетки).
А вот в 1964 году Роомом был даже снят фильм «Гранатовый браслет». Там на фоне крымского прибоя сидел в тюбетейке писатель Куприн и говорил, что теперь, дескать, всюду дрянь и ужас, сплошной Арцыбашев-порнограф. И поэтому, говорил он, нужно писать о чистой любви.
Советский зритель, что никакого Арцыбашева, разумеется, не читал, понимал, что в страшный год разгула порнографии и растерянности (ну, это потому что безжалостный царизм подавил революцию 1905 года), так вот, в это страшное время писатель Куприн защитил святую любовь и всё такое.
Страшный год – это вполне мирный 1910-ый. А напечатан рассказ был в 1911-ом. Там все черты России, что мы потеряли – автомобили и технический прогресс, но шагни назад – участники боёв на Шипке и вообще дыхание истории.
Сюжет (отчасти взятый из жизни), следующий.
Стоит сентябрь, бархатный сезон. Княгиня Вера Николаевна Шеина и ее муж Василий Львович живут на даче, потому что в городском доме у них ремонт. Гости, типа, съезжаются на дачу – на именины княжны. Но тут приносят золотой браслет с камнями.
Этот браслет дарит давний обожатель княгини – и в семье этот неизвестный, что уже семь лет писал ей письма, стал уже комическим персонажем.
Среди гостей находится и старый генерал Аносов, от которого в своё время сбежала жена. Княгиня рассказывает ему историю неизвестного обожателя, и генерал, поколебавшись, говорит, будто сценарист советского фильма: «А если это любовь?».
Однако ж муж княгини напрягается, потому как если мелкий чиновник растратил на браслет казённые деньги, и всё это, вместе с именем княгини, всплывёт в газетах, то всем будет жутко неприятно.
Это действительно мелкий чиновник по фамилии Желтков, которому возвращают браслет.
Он обещает больше не появляться в жизни этих людей – и действительно, вскоре княжна читает в газете, что Желтков покончил с собой.
Она приходит в его квартиру и слышит от хозяйки, что самоубийца велел передать ей что та была единственной радостью в его жизни, и ей нужно послушать лучшее произведение Бетховена Son. № 2, op. 2. Largo Appassionato.
Вернувшись домой, она просит знакомую пианистку сыграть указанную вещь и плачет под фортепьяно, понимая, что это та самая любовь, о которой ей говорил старый генерал.
И тут начинается самое интересное. Если кто имел опыт дружбы с супружеской парой, которая потом развелась, тот хорошо знает, как чудесно-противоречиво выглядят рассказы обоих. Эти рассказы удивительно правдоподобны, и это прям какой-то Шредингер: то один правдоподобен, то другой. А вместе им не быть.
И с одной стороны, мы имеем «официальную версию» «Гранатового браслета»: всепобеждающая любовь, чопорное и бездуховное светское общество, внутренне страдающая прекрасная женщина, но ей и любящему её человеку не суждено быть вместе.
Однако, если цинично отступить в сторону, то можно рассказать эту историю иначе. Есть маленький человек у которого возник объект страсти, и он преследует его семь лет – всё более и более увеличивая её неудобство. Присылает ей пошлые письма (Куприн их приводит, и они действительно не верх вкуса – как и сам гранатовый браслет, который только для современного обывателя символ красоты, между тем все персонажи Куприна понимают, что он дёшев и не очень красив «Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами. Но зато посредине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов-кабошонов, каждый величиной с горошину»), и, наконец, когда его просят прекратить, говорит мужу объекта своих чувств: «Это невозможно. Даже в тюрьме я найду способ сообщать ей о себе. Только смерть может помочь исполнить вашу просьбу». Он стреляет в себя, и все немного печалятся.
Не так давно была такая история – умирающий от лейкемии мальчик просил голливудскую кинозвезду сделать ему минет, и все его родственники жутко огорчились от того, что мальчику эта предсмертная милость обломилась (Если это не фейк, конечно – да, собственно, неважно, фейк это или нет). Важно именно то, что маленький человек допускает что его смерть (и жизнь) так важны, что их можно обменять на что-то в странной торговле с мирозданием.
В случае с мелким чиновником Желтковым работает та же схема.
На самом-то деле всё это гораздо более интересно, чем пресловутая «официальная версия» и все эти «клубника в сметане, Доронина Таня, как будто «Шанели» накапали в щи». Генерал (который тут как бы глас правды) говорит: «Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться».
То есть версия «повышенной духовности», по сути мёртвая. А вот внимательный читатель может много извлечь из того сюжета, потому что он связан с проблемой выбора.
Как и что делать человеку, что можно и что нельзя. На одной чаше весов твоя любовь, а на другой – чужие неудобства.
Несчастного Желткова официальная версия рассказа как бы ставит перед вопросом «Тварь ли я дрожащая или право имею». Более того, многие положительные персонажи советской литературы шептали в ухо персонажам нерешительным: «За любовь бороться надо. Не жди, брат, хватай, стерпится-слюбится».
И это сущая беда.
Беда в том, что решений-то никаких тут нет, а честный обыватель норовит ухватиться за какой-нибудь рассказ оттого, что в нём рассказывается, как скучную нашу жизнь озарить духовностью.
В фильме Роома 1964 года всё получилось довольно примитивно, но и в книге хватает того, что мы нынче зовём пошлостью — «Вот сейчас я вам покажу в нежных звуках жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть. Ни жалобы, ни упрека, ни боли самолюбия я не знал. Я перед тобою – одна молитва: “Да святится имя Твое”.
Да, я предвижу страдание, кровь и смерть. И думаю, что трудно расстаться телу с душой, но, Прекрасная, хвала тебе, страстная хвала и тихая любовь. «Да святится имя Твое». В предсмертный печальный час я молюсь только тебе. Жизнь могла бы быть прекрасной и для меня. Не ропщи, бедное сердце, не ропщи. В душе я призываю смерть, но в сердце полон хвалы тебе: «Да святится имя Твое». Ты, ты и люди, которые окружали тебя, все вы не знаете, как ты была прекрасна. Бьют часы. Время. И, умирая, я в скорбный час расставания с жизнью все-таки пою – слава Тебе. Вот она идет, все усмиряющая смерть, а я говорю – слава Тебе. ». И слёзы потекли по её щекам и проч., и проч.
Но даже из этого внимательный читатель может сделать много интересных наблюдений. Например, оппозиция бедность vs богатство не вполне работает: князь с женой небогаты, состояние расстроено и княгиня Вера «отказывает себе почти во всём» не только по природной скромности, а ещё и по необходимости. К тому же героиня у Куприна начала получать письма семь лет назад, за два года до замужества. Она не обязательно вышла замуж в шестнадцать, но тем не менее, это ещё очень молодая женщина. Современная двадцатипятилетняя сотрудница офиса с этими заламываниями рук и – вот меня коснулась настоящая любовь и больше в жизни, может быть, я не встречу её никогда.
Речи персонажей – это с одной стороны стилистический ужас, а с другой – как раз в 1914-1918 произошёл слом эстетики. Появилась экономность метафор, хемингуэй-ремарк, и всё такое, потому что Великую войну невозможно было переварить просто так. То есть, для того, чтобы эстетическому чувству выжить, невозможно придыхать на каждый цветок. Но Куприн пишет прямо перед войной, чувства ещё свежи, им пока ничто не угрожает. И для его героев эти сопли ещё позволительны. То есть можно стррррадать, потому как человечеству ещё настоящих страданий не показывали. Однако и тут есть нюанс – маленький влюблённый человек ведь не думает о Хиросиме и Освенциме (или тогда – о Вердене и Сомме), даже когда они случились. Для него свои чувства самые главные – и тут ему легко потерять адекватность.
Сейчас-то что, сейчас слово «маниак», которое недоумённо катает на языке старый генерал, стало привычным – тысячи романов посвящены новым Желтковым, которые вплотную приблизились к своим княжнам и княгиням, да что там, посадили их в подвалы, окружив любовью и гранатами.
Нам всем хочется быть счастливее, чем мы есть
И у этого чувства есть много разновидностей, спектр широк – от сожаления, что нельзя прожить все жизни сразу, до того, о чём писал Набоков, об уколе упущенного случая: «Он ехал – и вот доехал – к одинокой во всех смыслах молодой женщине, очень красивой, несмотря на веснушки, всегда в чёрном платье, с открытой шеей, и с губами, как сургучная печать на письме в котором ничего не написано. Она все смотрела на Федора Константиновича с задумчивым любопытством, не только не интересуясь замечательным романом Стивенсона, который он с нею уже три месяца читал (а до того, таким же темпом, читали Киплинга), но не понимая толком ни одного предложения и записывая слова, как записываешь адрес человека, к которому знаешь, что никогда не пойдешь. Даже теперь – или точнее говоря именно теперь, и с большим волнением, чем раньше, Федор Константинович, влюблённый в другую, ни с кем несравнимую по очарованию и уму, подумывал о том, что было бы, если б он положил ладонь на вот эту, слегка дрожащую, маленькую, с острыми ногтями, руку, лежащую так пригласительно близко, – и оттого, что он знал, что тогда было бы, сердце вдруг начинало колотиться, и сразу высыхали губы; однако, тут же его невольно отрезвляла какая-нибудь её интонация, смешок, веяние тех определенных духов, которыми почему-то душились как раз те женщины, которым он нравился, хотя ему был как раз невыносим этот мутный, сладковато-бурый запах. Это была ничтожная, лукавая, с вялой душой, женщина; но и нынче, когда кончился урок, и он вышел на улицу, его охватила смутная досада: он вообразил гораздо лучше, чем давеча при ней, как должно быть податливо и весело на всё нашло бы ответ её небольшое, сжатое тело, и с болезненной живостью он увидел в воображаемом зеркале свою руку на её спине и её закинутую назад, гладкую, рыжеватую голову, а потом зеркало многозначительно опустело, и он почувствовал то, что пошлее всего на свете: укол упущенного случая» .
В мягкой версии этого сюжета, современная цивилизация так устроена, что новому Желткову – раздолье: пиши – не хочу. Спам фильтр режет его послания прямо на сервере, чёрный список блокирует телефонные номера, но само производство не останавливает.
Появляются на странице профиля анонимные гранатовые браслеты, как разбитые сердца – да и дело с концом. Надо, что ли посоветовать кому – а то какая-то дребедень в этих подарках.
В общем, никто не знает, как надо.
Преследования – унизительны, а мир сейчас живёт куда быстрее, чем в 1910 году. Чувства выгорают стремительно.
Жизнь – жёстче, как говорилось в известном анекдоте.
И, чтобы два раза не вставать, я покажу, как расправляется жизнь с романтиками, что бормочут о любви с придыханием:

Читайте так же:
Сосиски обжаренные в беконе

Салат «Гранатовый браслет»:
Ингредиенты:

орехи грецкие ядра – 50 г;
гранат – 2 шт.;
свекла вареная – 1 шт.
яйцо вареное – 4 шт.
картофель вареный – 4 клубня;
майонез – 2 стакана;
курица копченая (мякоть) – 150 г.
время приготовления: 25 мин.
порций: 4

Извините, если кого обидел

История про то, что два раза не вставать

Очередная пятиминутка совершенно бесполезной для вас информации. 1. А вот написал для вас пасквиль про сетелитературу и термин no-scrolling .…

История про то, что два раза не вставать

А вот вам история про один успешный лоялистский роман. Лояльный к власти роман вовсе не лоялистский. Роман (к примеру «Два капитана» — лоялен к…

История про то, что два раза не вставать

Всё это должно было называться «Крепок русский карантин». Рифаа Рафи ат-Тахтауи, в книге «Извлечение чистого золота из краткого описания Парижа,…

2 вариант

“Гранатовый браслет” — повесть А.И.Куприна о высокой трагичной любви. Символом нежного искреннего чувства в произведении становится гранатовый браслет — подарок господина Желткова княгине Вере Шеиной.

На свои именины замужняя княгиня получила подарок от своего тайного поклонника. В футляре из красного плюша был золотой низкопробный браслет, очень толстый, украшенный с наружной стороны старинными, плохо отшлифованными грантами. В центральной части браслета, окруженный прекрасными красными гранатами-кабошонами, находился очень редкий зеленый гранат. Внутри красных гранатов, как показалось Вере, горели маленькие живые огни. Точно кровь они переливались перед огнем электрической лампочки. Вместе с подарком княгиня получила письмо от господина Желткова. Тайный поклонник, искренне любящий Веру, дарит ей гранатовый браслет, который является реликвией его семьи. Это украшение когда-то принадлежало еще его прабабушка. Символично предназначение браслета, по словам Желткова он является оберегом от тяжелых мыслей. Женщин украшение наделяет даром привидения, мужчин же оно оберегает от насильственной смерти. Желтков переносит камни со старой серебряной оправы на золотую. Герой хочет, чтобы подаренное им украшение предназначалось только для княгини.

Читайте так же:
Пикантный салат с авокадо

Для Желткова грантовый браслет значит много. Это старинная семейная реликвия, которая, скорее всего, передавалась из поколения в поколение. Его носила прабабушка Желткова, потом его мать. Герой хочет, что украшение досталось любимой им женщине. Однако, он не надеется, что Вера примет его подарок. Для него достаточно и того, что руки любимой прикасались к украшению. Желтков способен на высокую искреннюю любовь. Вера Шеина стала для него “единственной радостью жизни, единственным утешением, единой мыслью”. Княгиня вернула браслет Желткову. Перед смертью герой отдал его квартирной хозяйке, польке-католичке, попросив повесить украшение на икону. Для Желткова гранатовый браслет стал святыней, символом его высокого неразделенного чувства. Герой уничтожил перед самоубийством все, что было ему дорого при жизни: платок княгине, ее записку, программу, которую она однажды забыла на стуле. Он оставил лишь гранатовый браслет, в память о себе, о самоотверженной, не ждущей награды любви.

Лишь после смерти Желткова женщина смогла понять всю силу и красоту его чувства. Для Шеиной гранатовый браслет стал олицетворением настоящей любви, “о которой мечтает каждая женщина” и которая прошла мимо нее.

Таинственный поклонник

Желтков влюбился в Веру Николаевну уже давно. Она была для него идеалом и совершенством красоты. Писал ей письма и мечтал о встрече. Продолжал любить княгиню даже тогда, когда понял, что у него ничего не получится. Спокойствие и счастье любимой женщины для него были на первом месте. Он прекрасно понимал, что происходит. Мужчина хотел ее видеть, но не имел на это права. Любовь для него была выше желания. Но Желтков отправил браслет в надежде, что она хотя бы взглянет на подарок, возьмет хоть на секунду в руки.

Читайте так же:
Фасоль пикантная с чесноком

Как честный и благородный человек, Григорий не преследовал Веру после ее замужества. После того, как она прислал записку с просьбой не писать ей, — он не отправлял больше писем. Только иногда поздравления к большим праздникам. Желтков и помыслить не мог, чтобы расстроить брак любимой женщины и, когда понял, что зашел слишком далеко, решил уйти с дороги. Единственный способ удержаться от желания видеть ее, — это лишить себя жизни. Желтков был достаточно силен, чтобы сделать этот вывод, но слишком слаб, чтобы жить без своей любви.

Такова характеристика героев «Гранатового браслета», которым отводит автор ключевое место в своей повести. Но нельзя оставить без внимания и других участников этой драмы: брата и сестру Веры Николаевны.

куприн гранатовый браслет главные герои

Как выбрать и хранить гранат

При покупке граната в первую очередь стоит обратить внимание на цвет кожуры. Он должен быть ярким, глубоким. Спелость плода выдает тонкая оболочка и «шишковатый» вид, как будто зерна выпирают изнутри. Фрукт должен быть достаточно увесистым: чем он тяжелее, тем выше вероятность, что он окажется спелым и сочным. Гранат можно простукивать также, как и арбуз. Созревший фрукт звучит громко и звонко, а незрелые плоды, наоборот, издают глухой звук.

Фото: Kristina Paukshtite/Pexels

При правильных условиях хранить этот фрукт можно достаточно долго, но многое зависит от температуры и сорта. Для длительного хранения комнатная температура (18–24°) не подходит, гранат может высохнуть, поэтому в таких условиях съесть его надо в течение недели. Лучше всего оставить плод в холодильнике, где он может пролежать до двух месяцев при отсутствии повышенной влажности. Если гранат уже разрезан и очищен, то употребить его стоит в течение двух-трех дней.

Читайте так же:
Волованы с красной икрой пикантные

Этот волшебный плод – настоящий подарок природы. Пищевая ценность блюд при добавлении зерен граната повышается в несколько раз.

Гранат можно употреблять в свежем виде, добавлять в салаты и мясные блюда, готовить на его основе соусы, приправы, коктейли, соки, сиропы и десерты, внося яркую кислинку.

Попробуйте приготовить блюда и напитки с гранатом по рецептам от БЕЛТА+:

Питайтесь правильно и будьте здоровы!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector